Понедельник, 20.05.2024, 00:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Вечерняя школа

Историческая справка

 
 
777У истоков нашей школы
 (Из воспоминаний ветерана педагогического труда Нины Артемовны Горцевой)
Шёл военный 1944 год. В бывшем тубсанатории располагался эвакогоспиталь. Многие лечившиеся в нём воины совсем юными, призванные прямо со школьной скамьи, не доучившиеся и желали наверстать упущенное, были среди раненных и малограмотные. Именно для них в этом лечебном заведении и заработала в нашем районе первая вечерняя школа. Её первым директором стала Ксения Федоровна Соловьева, а учителями были Л.С.Канивец, Л.А.Дуракова, З.И.Соловьева, Л.А.Касьянова. Наша «вечерка» просуществовала в стенах тубсанатория до конца шестидесятых годов минувшего века. В 1945 году классы вечернего обучения заработали и в средней школе № 19 (ныне С(К)ОШИ). Позже на их основе образовалось самодеятельное вечернее заведение. Заведующий РОНО Г.И.Русанов направил туда учителей-фронтовиков Ф.А.Скоркина, А.К.Канищева, В.Т.Ильницкого, К.Г.Анцифирову, Н.П.Филимонову. Вечерняя школа ширилась, принимала другие формы обучения, меняла названия. Так, в конце 50-х г. на территории района уже работали школа сельской молодёжи (ШСМ), директором её был Федор Егорович Мазур, в поселке Кубанском – школа рабочей молодежи (ШРМ), директор Трофимов. Это учебное заведение не только давало общеобразовательные знания, но и профессию. Оно имело собственное здание, технику, мастерские. Эта школа просуществовала до 1974 года и затем была преобразована в ПУ – 74. Третьей формой обучения рабочей молодежи было отделение заочного обучения, заведовал которым до 1969 года Анатолий Александрович Штратников, а потом до 1974 года – Нина Артемовна Горцева. В отделении заочного обучения работали учителя Н.Н.Окутин, А.В.Токарев, Н.А.Молчанов, О.А.Штратникова, Л.М.Панкова, О.А.Селянина, Н.Г.Шевченко. 1974 год стал переломным в истории вечерней школы. Все ранее существовавшие формы обучения были объединены в одну – очно-заочную среднюю школу с количеством учащихся 1059 человек. Вечерним обучением были охвачены все населенные пункты района, в которых при дневных образовательных школах работали учебно-консультационные пункты. Таковых было 11. Первым директором этой школы была Н.А.Горцева, завучем – Г.П.Бубнова. Учителями трудились В.И.Штанько, Е.В.Сергеев, А.К.Голубь, А.М.Коваль, Л.Н.Катасонова, Р.Д.Чумаченко, Н.Т.Кукина, Н.А.Котельникова, Н.В.Гридина, Н.И.Чернова, Н.В.Дмитриева, Т.Б.Гапон. Большую помощь в реорганизации и становлении нашей вечерней (сменной) школы оказал заведующий РОНО Михаил Михайлович Гребенников. В ту пору мы выдавали до 200 аттестатов зрелости ежегодно труженикам нашего района. Многие их них занимали видные посты в районе, были известными людьми.
 
НАША РОДОСЛОВНАЯ
 (из истории вечерних школ )
Вечернее образование, одна из форм обучения молодёжи и взрослых в средней общеобразовательной школе без отрыва от трудовой деятельности. . Термин «Вечернее образование» принят условно: занятия в вечерних школах и др. учебных заведениях проводятся в дневное и вечернее время в зависимости от условий (сменности) производственной работы учащихся. Значительная часть учебного материала в системе Вечернего образования рассчитана на самостоятельную работу учащихся. Вечернее образование возникло в дореволюционной России в 19 в., когда появились воскресные школы, воскресно-вечерние и вечерние школы для взрослых, осуществлявшие начальное обучение. После Великой Октябрьской социалистической революции получили широкое развитие разные формы как общего, так и профессионального Вечернего образования (начального, среднего и высшего). В системе Вечернего образования осуществлялась также ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. В 20-е гг. организованы вечерние школы различного типа (например, школы грамоты, школы крестьянской молодёжи), общеобразовательные и профессионально-технические курсы, рабочие и крестьянские университеты, которые позволяли трудящимся без отрыва от производства получить образование, профессию, повысить квалификацию; для получения среднего общего образования и подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вуз были созданы рабочие факультеты. Современная система общего среднего Вечернее образование начала складываться в годы Великой Отечественной войны, когда в соответствии с постановлениями СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (июнь 1943), и «Об организации вечерних школ сельской молодёжи» (июнь 1944) стала создаваться сеть школ рабочей молодёжи и школ сельской молодёжи. После принятия закона «Об укреплении связи школы с жизнью» в 1958г. ШРМ получили название вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ. В составе этих школ, как правило, имеются 9—11-е классы. Для учащихся, не получивших в своё время неполного среднего образования, создаются соответствующие классы восьмилетней школы. Некоторые типы вечерних школ (школы мастеров при предприятиях, классы мастеров в составе вечерних городских школ, учебные комбинаты на селе), помимо общего образования, осуществляют повышение профессиональной квалификации учащихся и обучение новым профессиям. В местах, где количество учащихся недостаточно для организации вечерней школы, при общеобразовательных школах создаются отдельные классы, которые работают по системе Вечернего образования . В 1969/70 учебном году в СССР было свыше 10 тыс. вечерних (сменных) школ (в том числе 8,5 тыс. городских), в которых обучалось около 4 млн. чел. (из них 2,8 млн. — в 9—11-х классах) и работало 367 тыс. учителей. Проблемы общего Вечернее образование разрабатываются в НИИ общего образования взрослых АПН СССР; организационные, методические и др. вопросы Вечернее образование освещаются журналом «Вечерняя средняя школа». .В начале 80-х г.вечерние школы набрали наибольшее количество учащихся: за год 4,8 млн.человек. За приписки пресса подвергла «вечерки» резкой критике. В ответ на нее «верхи» без разбора позакрывали большинство школ. Однако и после памятного 1985г. вечерняя школа выжила и по-прежнему является гарантом демократичности и доступности образования для всех. Нынче вечерняя школа –полифункциональное открытое учебное заведение, выполняющее разнородные функции: адаптивные, воспитательные, реабилитационные.
 
 
Академия Мазура
 Вечерней общеобразовательной средней школе недавно исполнилось 66 лет. Много в ней работала прекрасных, уважаемых педагогов. Об одном из них, Федоре Егоровиче Мазуре, рассказывает В.С. Бахтинов: -"Начинал он свою педагогическую деятельность директором Новопокровского детского дома. Со мной учились воспитанники этого заведения и они много рассказывали о Федоре Егоровиче, гордились им. Я дружил с детдомовцами, часто бывал у них в гостях и видел, как ребята с почтением окружали своего директора, когда он подходил к ним, всегда завязывалась теплая, отеческая беседа. Усилиями Федора Егоровича при детдоме был создан профессиональный коллектив художественного детского творчества. Его участники ставили пьесы, пели, танцевали. Ни один праздник в районе не проходил без выступления детдомовцев. Когда в конце пятидесятых годов детский дом убрали из райцентра, Мазуру предложили возглавить только что сформированную школу рабочей молодежи. Работавшая с ним Любовь Никифоровна Катасонова рассказывает: «Федор Егорович был строгим, но душевным человеком, заботился об учителях и учениках. Вспоминается такой случай. Когда распределили нагрузку по математике, то оказалось, что одной учительнице не хватает часов до нормы. Тогда Федор Егорович отдал ей свои уроки и потом больше никогда их не забирал. За это преподаватель была ему очень благодарна. Федор Егорович был энергичным, деятельным, хорошо физически сложенным человеком. Его высокую фигуру с пышной шевелюрой (в любое время года ходил без головного убора) часто можно было увидеть и на заседаниях правления колхозов, и на планерках при директорах на предприятиях, на которых он решал вопросы, связанные с учебой учеников, и в поле, и цехах, где знакомился с рабочими местами своих подшефных, интересовался их трудом, бытом. Школе рабочей молодежи Егор Федорович отдавал все свои силы и время. За это его любили и учителя, и учащиеся. Последние особенно. Вот что поведал мне главный энергетик ОАО «Еянский элеватор» Николай Петрович Родителев: «В 1967 году я вернулся из армии, устроился работать электрослесарем на Еянский элеватор. Вскоре понял, что не хватает знаний, надо учиться, но где? И тут как-то встретил Федора Егоровича Мазура. Он посоветовал мне закончить школу рабочей молодежи, получить аттестат зрелости, а потом выбрать учебное заведение. Я так и сделал. В 1971 году получил аттестат и поступил в Новочеркасский механико-технологический техникум на заочное отделение. Прошел путь от электрослесаря до главного энергетика. Я с благодарностью вспоминаю Федора Егоровича и школу рабочей молодежи, которую мы с любовью называли «академией» Мазура, и не без основания, она многим и многим молодым людям моего поколения из рабочей среды дала путевку в жизнь".
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0