Воскресенье, 19.05.2024, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Вечерняя школа

методическая работа

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

В 2012 – 2013 УЧЕБНОМ ГОДУ

         Важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.  Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях  в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

         Основные задачи методической работы на 2012-2013 учебный год были определены в результате анализа работы школы за предыдущий учебный год на августовском педсовете:

-  обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов учебных и воспитательных занятий с учащимися школы;

- повышения качества проведения  учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;

- совершенствование педагогического мастерства преподавателей, их компетентности и широты знаний в области преподаваемых дисциплин;

- повышение качества ведения школьной документации по организации и учету методической работы;

         Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышении мотивации к обучению  учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

                                   

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

         Методическая работа в 2012-2013 учебном году строилась в соответствии с планом работы методического совета.

Приоритетные  направления в работе методического совета:

- создание условий для повышения эффективности и качества учебно-образовательного процесса;

- совершенствование методических приёмов, способов преподавания учебных дисциплин;

-  изучение и внедрение в педагогический процесс новых педагогических технологий с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации учащихся, развития познавательного интереса;

- изучение и распространение передового педагогического опыта.

         Работа методического совета строилась в тесном контакте с методическими объединениями, через педсоветы, «круглые столы», семинары.

         В течение учебного года было проведено 4 заседания методического совета. Так, на первом заседании методического совета были подведены итоги работы прошедшего учебного года и спланирована работа на новый учебный год.

         В план работы были включены:

- конкретные мероприятия, способствующие решению задач по повышению эффективности и качества образования, совершенствованию методики организации учебного процесса;

- подходы к использованию новых педагогических технологий (проектная методика, использование компьютерных технологий) с целью повышения качества ЗУН;

- вопросы изучения и распространения передового педагогического опыта;

- повышение квалификации педагогов школы;

         На каждом заседании методического совета проводились итоги работы учителей- предметников над повышением качества ЗУН учащихся, работы по предупреждению неуспешности в обучении, работы с учащимися с повышенной учебной мотивацией    .

         В течение учебного года членами МС проведена работа, направленная на внедрение в практику преподавания современных технологий и методик: метод проектов, использование мультимедиа-пособий, уровневая дифференциация остается по-прежнему актуальной для нашей школы.

         Важным направлением работы МС является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей. Методический совет школы отслеживает обучение учителей на курсах, оказывает методическую и практическую помощь учителям, подавшим заявление на аттестацию, принимая непосредственное участие в экспертной деятельности по оценке профессионализма учителей.

 

Выводы

         Методическая тема школы и вытекающие из неё темы М/О соответствуют основным задачам, стоящим перед школой, МС школы способствовал решению приоритетных психолого-педагогических проблем, координировал взаимодействие методических объединений, оказывал помощь педагогическому коллективу в работе над единой методической темой, заботился об укреплении методической базы, выступал  центром информации. В основном поставленные задачи МС были выполнены.

         Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются и недостатки:

- недостаточно ведется работа по обобщению передового опыта;

- недостаточно применяются элементы современных технологий;

- недостаточно высокий уровень самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся.

         Необходимо, чтобы самообразовательная подготовка учителей всегда имела выход на коллектив, т.е. имела реальный практический результат. Необходимо усилить работу методических объединений по поиску, обобщению ППО и его распространению.  Это поможет поднять не только уровень методической работы в школе, но и напрямую должно отразиться на  результатах обучения и воспитания учащихся.

                  Задачи, которые поставил перед собой методический совет на новый учебный год:

- усилить мотивации учителей на основе инновационных педагогических технологий обучения и воспитания;

- обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы.

 

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ШКОЛЫ

         Если говорить о структуре методической работы, то необходимо отметить, что главным звеном методической работы в школе является методическое объединение учителей предметников.

- М/О учителей естественно-математического цикла;

- М/О гуманитарного цикла;

- М/О классных руководителей.

АНАЛИЗ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ

         Каждое М/О работало над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, и  в своей деятельности, прежде всего, ориентировалось на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период.

         Методические темы предметных М/О:

М/О учителей гуманитарного цикла «Пути индивидуализации обучения»

М/О учителей  естественно-математического цикла  «Эффективность уроков химии, биологии, географии, математики, физики в вечерней школе.»

М/О  классных руководителей  «Профилактика правонарушений и асоциального поведения учащихся»

         С целью реализации задач, поставленных в плане методической работы,  регулярно, один раз в триместр, проводились заседания методических объединений учителей-предметников, где рассматривались вопросы работы М/О, определенные августовским педсоветом.

         В своей работе М/О занимались:

- сбором и обобщением материалов о работе учителей-предметников;

- разработкой и организацией выполнения планов работы М/О;

- на заседаниях изучались материалы о новых педагогических технологиях;

- составлялись графики проведения открытых уроков;

- обсуждались посещенные уроки;

- анализировалось качество ЗУН учащихся по предметам;

- заслушивались отчеты учителей о работе по самообразованию;

- обсуждались результаты контроля за УВП;

- вырабатывались пути устранения выявленных недостатков;

- обсуждались формы и методы промежуточного и итогового контроля;

- подготовка учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ;

- методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;

- требования к оформлению письменных работ;

- рассматривались вопросы повышения профмастерства учителей;

- вопросы аттестации;

- особое внимание уделялось вопросам предупреждения неуспешности в обучении и работе с детьми с повышенной учебной мотивацией.

         В течение учебного года в рамках методической работы были реализованы предложения, высказанные на августовском педагогическом совете:

- повышать качество проведения учебных занятий на основе совершенствования используемых форм организации учебного процесса и внедрения новых форм, методов и приемов обучения;

- совершенствовать систему работы по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта учителей школы;

- совершенствовать умения учителей в технологической разработке урока, всех его этапов, навык самоанализа и самоконтроля урока и всей педагогической деятельности;

- создать условия для понимания каждым учителем необходимости использования новых педагогических технологий и их элементов: проектная методика, использование на уроках информационно-компьютерных технологий;

- расширить круг учителей, применяющих элементы тестовых технологий при контроле знаний учащихся;

-спланировать цикл открытых уроков по М/О с учетом реальных возможностей по особо западающим вопросам методики, дидактики;

- более тщательно продумать организацию взаимопосещений уроков по М/О;

 

  ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

         Реализация выше обозначенных задач была организована через следующие формы методической работы:

- тематические педсоветы;

- заседания методического совета;

- заседания методического объединения;

- работа по самообразованию;

- посещение открытых уроков, анализ урока присутствующими на нем, самоанализ проведенного урока, Взаимопосещение уроков и их анализ;

- предметные недели;

- педагогические мониторинги;

- разработка методических рекомендаций, создание методической копилки учителя;

- индивидуальные консультации по вопросам УВР;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- аттестационная кампания.

         Работа, выполненная членами методических объединений:

- сформирован банк данных о методической работе учителей и их  профессиональных качествах;

- разработаны, утверждены и согласованы планы работы М/О;

- собран и обобщен материал  по проведению внеклассной работы;

- заслушаны отчеты учителей по проблемам самообразования;

- постоянно пополняется методическая копилка учителя.

         Учителя, работая над темой самообразования, использовали свои наработки при проведении уроков.

         В педагогическом коллективе достаточно серьезное внимание уделяется самообразованию учителей, методической учебе. Систематический контроль за реализацией этого направления деятельности педагогического коллектива осуществляет лично директор школы через систему собеседований, вопросников, анкет.

         Методические темы по самообразованию, над которыми работают учителя, соответствуют методической теме школы – использование разных методик, методов, приемов, форм, технологий с целью повышения качества ЗУН учащихся.

         Если говорить об умении учителей определять цели своей работы, то необходимо отметить, что практически все владеют этими навыками. Ведь не умея определять цели, невозможно планировать работу, использование форм и методов, направленных на реализацию этих целей. Генеральная цель всех – обеспечить усвоение каждым учащимся государственных программ, кроме генеральной цели каждый для себя определил конкретные цели в  каждом конкретном классе. Очень грамотно названы все три аспекта цели – обучающий, развивающий, воспитывающий.

         Ставя цели перед собой, учителя определяли и методы, формы и приемы их реализации:

1. Индивидуальный подход.

2. Уровневая дифференциация.

3. Эффективное использование школьного компонента.

4. Использование дополнительной занимательной литературы.

5. Использование нетрадиционных методик.

6. Использование нестандартных методов обучения.

7. Уроки разных типов.

8. Коллективные способы обучения.

9. Игровые технологии..

10. Использование компьютерных технологий.

11. Использование ИКТ.

12. Создание ситуации успеха.

13. Взаимодействие с родителями.

14. Использование творческих способностей учащихся.

         Анализируя причины, мешающие достичь поставленных целей, связанные с невозможностью  полной их реализации учителя называют следующие причины и работают на их устранением:

- отсутствие заинтересованности родителей в успешном усвоении их детьми знаний, отсутствие родительского контроля;

- низкая учебная мотивация учащихся;

- низкий общий уровень развития учащихся;

- невозможность найти индивидуальный подход к конкретному учащемуся;

- неумение, нежелание учащегося услышать учителя, пойти навстречу;

- отсутствие каких-то определенных конкретных навыков учащихся;

- неоправданные пропуски уроков со стороны  учащихся;

- отсутствие занимательных материалов по предмету;

- недостаточное знание разговорного русского языка учащимися из нерусскоговорящих семей;

- отсутствие навыка самостоятельной работы при выполнении домашней работы;

- недостаточно активная работа с родителями.

         Многие причины могут быть устранены, при заинтересованности их устранить самого учителя, не ожидающего, что кто-то за него это сделает.

 

         Вместе с тем отмечены недостатки в методической работе:

- Не найдена такая форма организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.

- На уроках не все учителя создают такие учебные ситуации и используют такие формы и методы (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), которые обеспечили бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру способностей и подготовленности.

- Все еще малоэффективной остается работа всего педагогического коллектива по формированию мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

- Неполный охват и вовлеченность учителей в методическую работу той или иной форме, поиск новых нетрадиционных форм нетрадиционного содержания методической работы и т.п.

- Недостаточно высок уровень самоанализа у учителей и самоконтроль у учащихся.

- Слабо налажена система взаимопосещений уроков внутри М/О.

 

Задачи методической работы школы на 2013-2014 учебный год.

         Основными задачами методической работы на новый учебный год являются:

- в связи с тем, что изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном  процессе  необходим поиск и разработка новой схемы взаимодействия учителя и учащихся;

- в новом учебном году педагогическому коллективу необходимо вплотную заняться научной организацией труда, что ещё не вошло в практику нашей школы должным образом;

- в процессе преподавания шире использовать возможности интерактивных, коллективных, творческих, технических способов обучения;

- организовать целенаправленную работу с учащимися над развитием их творческих способностей не только во внеурочное время , но и в учебное;

- одной из задач, которую необходимо решить в будущем году, является максимальное привлечение учителей к методической работе школы;

- отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта;

- в работе М/О по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых  технологий и их элементов. Расширить сеть учителей, применяющих элементы тестовой технологии;

- спланировать цикл открытых уроков по М/О с учетом реальных возможностей по особо западающим вопросам и более тщательно продумать организацию взаимопосещения уроков;

- продолжить работу по сортировке и анализу имеющегося фонда методических рекомендаций и пособий в помощь учителю и картотеки по ним.

- продолжить работу по новым технологиям в обучении: проектная деятельность, использование информационно-компьютерных технологий в обучении и подготовке проектов;

- разработать программы по внедрению ИКТ в образовательный процесс при изучении  различных предметов.



Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0